Корзина
74 отзыва
Универсальный субстрат GrowPlant 100% КремнийКупить GrowPlant
Центр Эффективного Садоводства Ивана Якшина
+7 (927) 790-41-50
+7 (927) 766-02-86

Экологически образцовый город

Экологически образцовый город

Экологически образцовый город

К чему может привести безфинансовая экономика в масштабах целого города? Бразильский город Куритиба выработал модель успешного функционирования и развития, научившись решать широкий спектр проблем: от транспортных и экономических – до социальных и экологических.

Куритиба — пример победы разума над привычками

Куритиба — живой пример как из обычного города, напоминающего мусорную свалку, сделать экологически образцовый город, ставший городом будущего. Многие хотят счастья, улыбок вокруг себя, крепкой семьи, надежных партнеров, здоровых детей! 

Стоит навести вокруг себя порядок и всё это непременно появится.

Опыт, накопленный этим городом, изучается и перенимается в разных странах – как в соседних, так и в отдалённых от неё регионах мира, включая более развитые.

В 1971 г архитектор Жайме Лернер стал мэром Куритибы, столицы юго-восточного штата Парана в Бразилии. Городское население, что типично для той местности, плодилось как грибы: в 1942 г. его численность составляла 120 тыс. человек, а когда Жайме стал мэром, перевалила за миллион. К 1997 г. население города достигло 2.3 млн. человек. И, что характерно для тех мест, большинство этих людей проживало в фавеллах — трущебах, где дома из картона и другого подручного материала.

Скоро одной из главных головных болей Жайме стал мусор. Городские мусоровозы не могли даже проехать в районы фавелл, так как там не было улиц. И, как следствие, вырастали кучи мусора, в которых плодились грызуны, и распространялись всевозможные заболевания.

Так как не было денег, чтобы создать «нормальные» условия, а именно расчистить бульдозерами территорию и проложить улицы, команда Жайме предложила иной выход.

По границам фавелл поставили огромные металлические контейнеры. На них наклеили широкие этикетки, на которых было написано «стекло», «бумага», «пластик», «биоотходы» и т.д. Для тех, кто не умел читать, их еще и раскрасили в разные цвета. Каждому, кто приносил полный мешок отсортированного мусора, выдавали талон на автобус, а за биоотходы давали пластиковую карточку, которую можно было обменять на пакет свежих фруктов и овощей.

В последние годы распространением большей части билетов занимался частный сектор. По 50% билетов корпорации выдавали своим служащим. Параллельно увеличивалась доля фруктов и овощей в обмен на мусор. В праздники в обмен на «мусорные» деньги давали праздничные блюда. Школьная программа по сбору мусора позволила обеспечить тетрадями самых бедных учеников.

Вскоре десятки тысяч детей вычистили всю округу, они быстро научились распознавать различные типы пластика. А их родители стали использовать полученные автобусные билеты, чтобы добираться до деловой части города, где они работали.

Жайме Лернер просто изобрел новые деньги. Его автобусные билеты и карточки на питание — это разновидность дополнительной валюты. Его программу «Мусор, который не мусор» вполне можно окрестить «Мусор, который — ваши деньги». Сегодня в этом процессе участвуют 70% домов в Куритибе; 62 самых бедных района обменяли 11 тыс. тонн мусора почти на миллион автобусных билетов и 1200 тонн еды. Бумажный мусор, отправляемый там в переработку, ежедневно спасает от вырубки 1200 деревьев.

Надо заметить, что команда Лернера не задавалась целью усовершенствовать денежную систему. Они лишь использовали для решения главных текущих проблем комплексный подход, что спонтанно привело к сознанию дополнительной валюты.

Талоны на автобус и карточки для магазина — не единственный вид местных денег в Куритибе, возникший от такого подхода к уборке мусора. Например, специально для реставрации исторических зданий, создания озелененных зон и строительства муниципального жилья и сокращения расходов городской казны была введена иная система. Назвали ее solcriado (буквально — искусственная поверхность), а вот как она работает.

Как у большинства городов, здесь есть детальный план городских зон, регламентирующий этажность построек. В Куритибе же применяются две нормы: обычная и максимальная. Например, если отель с поэтажной площадью 10 000 м.кв. строится в зоне, где обычной допустимой нормой является 10 этажей, а максимальной — 15, и если владелец отеля хочет построить 15 этажей, то ему придется докупить еще 50 000 м.кв. (5х10 000) на рынке solcriado. Сам город здесь играет только роль посредника, уравновешивающего спрос и предложение на этом рынке. Вырученные средства направляются напрямую на реставрацию близлежащих исторических зданий. Таким образом, владелец отеля платит за реставрацию дома, чтобы получить право надстройки дополнительных этажей в своем отеле — и содержание старого фонда в надлежащем состоянии обеспечивается без всяких финансовых вливаний со стороны города.

Другим источником таких solcriado стали зеленые зоны, в которых деревья находятся под защитой. Несколько обширных общественных парков (всего их в городе 16) полностью финансируются таким способом. Владелец крупного участка земли получает право на освоение одной стороны улицы при условии, что другая сторона станет городским парком. Жилье обретает дополнительную ценность, если оно расположено рядом с парком, до которого легко дойти пешком, и у жителей Куритибы появляется еще один парк, куда они могли бы отравиться в выходные, да и городу не нужно влезать в долги или повышать налоги ради этого. Выигрывают все.

Самое интересное, что сам рынок solcriado превратился в разновидность дополнительной валюты, которая позволяет Куритибе получать те общественные блага, для которых в других городах требуется традиционное финансирование. К тому же, когда вводится в действие новая хорошо продуманная денежная система, появляется нечто большее, чем деньги и экономическая активность. Сегодня средний заработок жителя Куритибы примерно в 3,5 раза превышает минимальный по стране. Однако его реальный совокупный доход самое меньшее еще на 30% выше (т.с. приблизительно в 5 раз выше минимального). И эта разница в 30% появилась исключительно благодаря нетрадиционной мусорной форме денег.

Другим показателем служит то, что Куритиба ныне обладает самой развитой в Бразилии системой социальной поддержки и одной из самых жизнеспособных образовательных и просветительских программ. При этом налоги в Куритибе не выше, чем в целом по стране.

Успех Куритибы вызвал внутреннюю иммиграцию в нее, так что население города росло быстрее, чем в штате Парана и в целом по стране. Практика использования обычной национальной валюты в комплексе с хорошо продуманной дополнительной валютой продолжается уже более 25 лет. Этот подход позволил городу третьего мира достичь уровня жизни высокоразвитых стран за время жизни одного поколения.

Стратегия развития Куритибы

• Пользование общественным транспортом поощряется. Это позволяет общественному транспорту быть лучше и удобнее, чем частные автомобили. Например, он движется быстрее благодаря оригинальному способу посадки в автобус: пассажиры, пользуясь своими автобусными билетами, проходят на специально оборудованную автобусную остановку, а когда к остановке подходит автобус, в нем открывается внутренние отсеки и большие группы людей выходят и входят за несколько секунд. Не надо тратить время на сбор билетов или денег. Также для общественного транспорта были введены специальные экспресс-маршруты, что сделало автобус самым удобным и быстрым средством городского транспорта. Единый тариф позволяет человеку объехать всю транспортную сеть независимо от расстояния. Здесь же предусмотрена интеграция с внутрирайонными транспортными системами. Реальным доказательством выгоды общественного транспорта стало то, что его предпочитает большинство горожан. Каждый четвертый пользователь общественного транспорта владеет автомобилем, но в поездках по городу выбирает не его. Благодаря эффективной системе общественного транспорта в деловой части города удалось создать несколько пешеходных улиц, к которым относится и Главный бульвар. На этих улицах проходят концерты местных музыкантов, театральные представления и фестивали детского творчества.

Считается, что Куритиба имеет одну из лучших систем городского общественного транспорта (состоит только из автобусов), которая является самой уникальной, эффективной и современной в мире и называется Метробус. 

Станция Метробуса в Куритибе

Метрóбус или Скоростной автобус (Bus rapid transit, BRT) – способ организации автобусного сообщения, отличающийся более высокими эксплуатационными характеристиками в сравнении с обычными автобусами (скорость, надёжность, провозная способность). 

От обычных систем автобусного транспорта, Метробус отличается несколькими особенностями. 

  • Маршруты проходят по выделенным полосам (полностью или частично). Часто светофоры переключаются непосредственно из автобуса, что обеспечивает им приоритет в движении. На перекрёстках автобусы имеют преимущества. 

  • Часто используются нестандартные автобусы, например сочленённые многосекционные. 

  • На некоторых системах остановки напоминают станции лёгкого метро: имеют билетные и справочные кассы, оборудованы турникетами (что способствует более быстрой посадке пассажиров, так как проверка и покупка билетов осуществляется до посадки в автобус).   

Посадка в автобус

Полы станции и автобуса находятся на одной высоте, что очень удобно для инвалидов. Пассажиры выходят из автобуса через один конец станции и совершают посадку через другой. 

Каждая скоростная автобусная линия перевозит до 20 000 пассажиров в час. Это аналогично показателям обычного метро, но отличается от последнего тем, что она стоит, по крайней мере, в сто раз дешевле и может быть открыта через полгода, а не через 5-20 лет. 

Автобусы Куритибы – наиболее загруженная система автобусных маршрутов в Бразилии, осуществляющая три четверти всех городских и пригородных перевозок – около 2 млн. пассажиров в день, это больше чем в Нью-Йорке. 

Автобусы Куритибы

Именно в Куритибе впервые был внедрён совершенно новый вид автобуса – комфортабельный, экономичный и быстрый. Эти специальные длинные автобусы состоят из трёх секций, соединенных друг с другом для прохождения поворотов и имеют до 5 широких дверей. Могут перевозить до 270 пассажиров, используют на 40% меньше топлива и совершают маршрут в 3 раза быстрее, чем традиционные автобусы. 

Помимо автобусов и автомобилей, в городе проложено более 160 км хорошо спроектированных велосипедных дорожек, отделенных от проезжей части и объединённых в единую сеть с улицами, и парками. Ежедневно в Куритибе используется более 30 000 велосипедов.

• Обычно, если население города превышает миллион жителей, требуется строить метро, чтобы избежать транспортных заторов, а в городах, где ежедневно образуется более 1000 тонн ТБО необходимо строить крупные заводы по сортировке и переработке мусора.

В Куритибе нет ни того, ни другого. Инвестиции на развитие местной системы общественного транспорта составляют только % затрат на строительство метро. Сэкономленные суммы позволяют Куритибе оснастить свой автобусный парк самым современным и экологичным транспортом в мире.

• Тут существует бесплатный Университет окружающей среды, который предлагает краткосрочные курсы строителям, инженерам, владельцам магазинов и водителям такси. Им рассказывают о том, как их повседневная деятельность влияет на окружающую среду. Само здание университета удивительный памятник архитектуры, оно сложено главным образом из обработанных телеграфных столбов и построено на территории, которая теперь выглядит как идиллический озерный пейзаж, хотя раньше это место было заброшенной каменоломней.



• Куритиба единственный город Бразилии, степень загрязненности которого сейчас ниже, чем в 50-х годах XX века. Здесь ниже уровень преступности и выше уровень образованности по сравнению с другими городами Бразилии, это единственный город страны, который отказывается от субсидий федерального правительства, ибо сам решает свои проблемы.

• Здешний ботанический сад разбит на месте бывшей городской свалки, он служит рекреационным и исследовательским центром. Кроме того, существует 16 парков - и каждый посвящен отдельной теме. Как следствие, в Куритибе на одного жителя приходится 52 м.кв. зеленой площади. По нормам ООН идеальным считается 48 м.кв. площади зеленых насаждений на человека, и такой уровень едва ли достижим (если достижим вообще) в городах, как первого, так и третьего мира. Кроме того, в эти парки легко попасть, пользуясь системой общественного транспорта, так что обычные люди могут (да они так и делают) пользоваться всеми их преимуществами.

• ООН признала Куритибу экологически образцовым городом.

источник

Как радикальные идеи сделали Куритибу «зелёной столицей» Бразилии

В конце 60-х годов Бразилиа похоронил Бразилию. Построенный с нуля за 4 года город стал символом современного, рационального, функционального планирования. Архитектор Оскар Нимейер в интервью BBC говорил: «Президент Кубичек хотел построить новую столицу. Он хотел город, который бы представлял собой Бразилию. Я постарался найти новое решение, которое могло бы привлечь внимание».

Нимейер вместе с архитектором Лусиу Костой спроектировал город, похожий на птицу в полёте — хайвеи как крылья, административные здания как голова. Среди политических элит и практически всех архитектурных критиков Бразилиа считался победой над хаосом городов Бразилии.

Похожее изображение

В полутора тысячах километров к югу, в Куритибе, столице земледельческого штата Парана, градостроители в поте лица пытались повторить модель Бразилиа. Центральные улицы Куритибы должны были быть расширены — для этого предполагалось сносить исторические дома, освобождая место. Для снижения пробок к центральной площади должен был вести путепровод по улице 15-го ноября.

«Но мы сказали „Нет!“», — восклицает Жайме Лернер. The Guardian связался с бывшим мэром Куритибы по телефону. Он возглавляет названное его именем архитектурное бюро. В те времена он только выпустился из архитектурного университета и возглавлял движение против концепции тогдашнего мэра «Город для машин». «Мы начинали терять свою историю, идентичность», — говорит он.

В течение следующих 20 лет, сначала в качестве проектировщика, а затем и мэра, Лернер разработал полностью противоположную концепцию развития Куритибы: «Это была новая концепция. Работа, перемещения по городу, жизнь, отдых… мы планировали для всего вместе. Большинство городов Южной Америки разделяют городские функции — по доходам населения, по возрасту. Куритиба стала первым городом, который собрал всё воедино».

Картинки по запросу curitiba city

Теперь, когда Бразилиа считается своего рода «пятым колесом», Куритиба стала эталоном устойчивого градостроительства: «зелёной столицей», «самым зелёным городом на Земле», «самым инновационным городом в мире».

«Куритиба — не рай», — настаивает Лернер. «Но это образец для многих городов мира. Почему? (после драматичной паузы) Потому что за пару десятилетий несколько молодых профессионалов произвели важные изменения».

От хаоса к креативности

Куритиба — совсем не подходящее для таких радикальных инноваций место. Веками город был всего лишь поселением для путешественников, ехавших из Сан-Паулу в окружающие сельскохозяйственные земли. Это был город «на поспать», где погонщики скота спали на пути дальше.

Когда волна европейских иммигрантов докатилась до южной Бразилии, земли Куритибы привлекли людей. Немцы поселились в 1830-е годы, поляки и итальянцы — в 1870-е, ещё спустя пару десятков лет прибыли украинцы. Все они занимали свои районы города и развивали местное производство, потихоньку начиная обживать центр, строя там церкви, магазины и рестораны.

К 40-м годам 20-го века уже было невозможно сдерживать рост Куритибы. Механизация производства сои привела к тому, что крестьяне начали массово переселяться в город. С 1940 по 1960 год население города увеличилось почти в 3 раза — до 360 тысяч человек. Куритиба быстро становилась типичным бразильским городом. На окраинах росли фавелы, в центре машины стояли в пробках.

Градостроители мало что могли сделать с этим хаосом. После военного переворота 1964 года мэр Иво Арзуа навязал городу новый генплан для обеспечения развития, порядка и увеличения места под автомобили. За несколько месяцев его правительство провело несколько семинаров «Куритиба завтра», пытаясь убедить народ в пользе нового генплана.

«Но, как обычно, с 1965 по 1970 ничего не произошло», — рассказывает Жонас Рабинович, старший советник ООН и бывший планировщик Института исследований и градостроительства Куритибы (ИИГК). Несмотря на лучшие намерения мэра Арзуа, план так и остался убранным в стол, а организованный в 1965 году для его реализации ИИГК простаивал, раскрашивая бумагу, строя планы, исследуя работы других.

Однако Лернер и команда архитекторов из ИИГК были настроены заниматься делом и, как говорит Рабинович, «начали в подходящий момент. Ещё 10-15 лет — и было бы слишком поздно».

При новом военном режиме Лернер был назначен мэром, и ИИГК начал реализовывать проекты: «Когда Жайме стал мэром, план начинал становиться реальностью», — заявляет Рабинович.

Первый проект Лернера принёс ему славу жёсткого дельца. Он предложил сделать на улице 15 ноября из магистрали торгово-пешеходную улицу. По словам Рабиновича, поначалу владельцы магазинов пришли в ярость. Все привыкли, что люди ставят машину перед входом, закупаются, и возвращаются в машину. Но при этом центр вымирал, когда магазины закрывались.

Картинки по запросу imagens de curitiba anos 70 rua xv Novembro

Владельцы магазинов организовали сопротивление новому плану и намеревались добиться его судебного запрета — обычная тактика для торможения реализации городских проектов в Бразилии.

«Каждый раз идёт сильное сопротивление», — говорит Лернер. «Когда мы впервые представили проект, мы попытались убедить торговцев: показали им проекты, информацию… было много обсуждений. Затем мы поняли, что нужно показать, как это будет выглядеть в реальности».

Лернер отнёс план главе департамента по общественным работам, потребовав, чтобы всё было готово через двое суток. Тот взглянул на него и спросил: «Ты дурак? Тут работ минимум на 4 месяца».

Но, несмотря на это, Лернер и его нетерпеливая и хитроумная (а может и то, и другое одновременно) команда стали готовиться к началу работы в пятницу вечером, чтобы городской суд был закрыт и владельцы магазинов не могли подать жалобу.

Лернер вспоминает, что если бы было вынесено постановление о запрете работ, они бы никогда ничего не сделали. «И мы закончили за 72 часа — с вечера пятницы по вечер понедельника. И уже в конце один из торговцев, написавших петицию о запрете, сказал: «Оставьте её себе как сувенир, теперь мы хотим, чтобы вся улица, весь квартал был пешеходным!».

В этом проекте — вся философия Лернера: действуй сейчас, потом правь. «Нужно было действовать быстро, чтобы обойти свою же бюрократию, избежать неуверенности, потому что иногда закрадываются мысли: „Хорошая идея, но я не могу её реализовать“. Главной проблемой было начать — нам хватило на это храбрости».

Насчёт политических последствий такой «сильной руки», которую иногда описывают как «технократический подход без участия общественности», у него есть готовый ответ: «Демократия — это не консенсус. Демократия — это хорошо регулируемый конфликт. Это то, как вы преодолеваете конфликт: иногда для меньшинства, иногда для большинства. Но это должно происходить».

Следуя философии «учись, делая», Куритиба стала лабораторией для инноваций в градостроительстве. В 1974 году Лернер и ИИГК представили новый дизайн улиц — с линиями для автобусов-экспрессов. Пассажиры садились в автобусы на станциях посередине улиц, и автобусы могли ездить по городу без помех.

Картинки по запросу curitiba bus lane

В то время большинство градостроителей призывали развивать метро — передовой вид городского транспорта. Но Лернер был и остаётся большим сторонником наземного транспорта, критикуя проекты метро за дороговизну и разрушение городской жизни. Одна из его самых популярных цитат: «Если хотите креативности, уберите нолик из бюджета. Если хотите долговечности — уберите два нолика!»

С вводом новой схемы автобусных маршрутов начался бурный рост числа пассажиров общественного транспорта — автобусы стали самым дешёвым и быстрым видом транспорта. Но Лернер и команда планировщиков не были впечатлены. В конце 1980-х годов они обратили внимание на то, что потоки пассажиров тормозили автобусы на каждой остановке.

И они предприняли меры: приподняли посадочные платформы (построили систему футуристичных «тоннелей», сделавших Куритибу знаменитой), что позволило пассажирам прямо с платформы входить в автобус без ступенек, выпустили на линию автобусы особо большой вместимости и сделали систему покупки билетов заранее, чтобы водители не отвлекались во время движения.

Влияние изменений очень заметно: сейчас около 85% жителей Куритибы используют систему скоростных автобусов. «Мы создали полноценную сеть», — объясняет Лернер. «Каждый день мы перевозим 2 миллиона пассажиров, а метрополитен Лондона — 3 миллиона». Он явно гордится этой системой: «Мы запустили скоростные автобусы в 1974 году, а сейчас 300 городов по всему миру их используют».

Для Лернера и его команды социальное влияние на город было исключительно важно. «Мы понимали, как долго едут люди в центр», — заявляет Рабинович. «Нашей идеей было организовать ключевые функции метрополитена, чтобы люди с окраин тратили в поездке на 20−25 минут меньше».

Остальные проекты опирались на эту общественную миссию. По программе «Зелёный обмен», разработанной ассистентом Лернера Николау Клюппелем в 1989 году, жители Куритибы меняют мусор на талоны — 4 килограмма мусора на килограмм еды. Сейчас 90% жителей города участвуют в программе по переработке мусора, а более 10 тысяч жителей меняют мусор на еду. В то время как большинство городов окружает себя горами мусора, Куритиба перерабатывает 70% отходов. «Мы не можем сваливать мусор вечно, также как и просить других его принять», — говорит Лернер. «Вывоз мусора — гражданская ответственность».

Помимо этих усилий по очистке города, были запущены и другие программы по его озеленению. В 1971 году в Куритибе был всего один парк Passeio Público, теперь во всём городе на каждого человека приходится 50 м² зелёных насаждений — сравните с расположенным неподалёку Буэнос-Айресом: там зелени 2 м² на человека. Лернер и его команда агрессивно подошли к развитию парков и городских садов, а также к защите реки Игуасу от заключения в бетонные стены.

Лернер меньше концентрируется на этих больших проектах, чем на деталях устойчивого планирования. «Если вы приедете в Куритибу, то увидите нормальную частную архитектуру: где-то здания ужасные, где-то прекрасные. Но в парках архитектура великолепна — это тихая архитектура. Мы закупали пропитанные деревянные столбы у энергетической компании и использовали их для архитектуры парков — для замены бетонных столбов… Как я и говорил, хотите креативности — уберите нолики из бюджетов!»

Curitiba 1

Устойчивое будущее

Среди наблюдателей послужной список Куритибы вызывает подозрения. Неужели это всё правда? Действительно ли Куритиба избежала столько ловушек городского планирования Латинской Америки?

Краткий ответ Билла Маккиббена, защитника окружающей среды, автора книги Hope, Human, and Wild, — да: «Жители Куритибы были циничны и замкнуты — не то что коммуникабельные бразильцы из Рио или Ресифе. Но вопреки своему консерватизму они очень любят свой город».

«Меня много спрашивают, как Куритибе это удалось. Говорят, население Куритибы более образованное, более европеизированное. Но мы обычно отвечаем, что население делают не швейцарские часовщики. 8% горожан всё ещё живут в фавелах — это не социоэкономический остров внутри Бразилии», — говорит Рабинович.

Однако и для него, и для многих других, Куритиба всё ещё является вдохновляющим примером: «Когда я навещаю свою мачеху в районе Жардин-дас-Америкас, в её саду я вижу попугаев, других птиц, деревья. В других столицах бразильских штатов такого нет — рост идёт незапланированно, без какого-либо контроля».

С уходом Лернера Куритиба начала возвращаться к прошлому, что угрожает её статусу единственного компетентно спланированного города. Автомобилепользование растёт, число поездок на велосипедах и автобусах снижается, преступность держится на общенациональном уровне.

Но остаются ранние достижения Куритибы. «Может смениться правительство, люди, лидеры. Но город всё ещё принадлежит людям», — объясняет Рабинович. «Центр города уже оберегается. Никто в своём уме не станет отказываться от пешеходных улиц или сносить старую застройку ради нового высотного строительства, как это происходило в 60-е−70-е».

По словам Лернера, политика — это осуществление общей мечты и создание обстановки, которую все понимают и хотят видеть. И тогда вам помогут осуществить эту мечту».

источник